Десять лет назад, когда в нашей стране только начинался автомобильный бум, перед каждым будущим автолюбителем стоял только один вопрос: «Как купить автомобиль?» В наши дни приобрести личный транспорт намного проще: на рынке представлено обилие недорогих моделей, банки с легкостью выдают кредиты, да и цены на квартиры такие, что копить на них просто нет смысла. И основной вопрос, который беспокоит современного автолюбителя, звучит так: «Сколько будет стоить бензин в ближайшем будущем?» Попробуем ответить на этот вопрос.

Для современного общества бензин — это не просто топливо. Это — основа современной цивилизации. На данном продукте основано все: от личного и общественного транспорта до логистики, от эффективной работы скорой помощи до обороноспособности страны. А то, от чего зависит такое количество потребителей, — весьма выгодный товар. И нефтедобывающие компании это прекрасно понимают. По сути, весь рынок топлива сосредоточен в руках нескольких десятков компаний, которые вольны устанавливать такие цены, какие им заблагорассудится (в условиях рыночной конкуренции, разумеется). И если учесть тот факт, что основной потребитель топлива — США — его практически не добывает, цены могут достичь и вовсе заоблачных высот. Так, несколько лет назад баррель нефти достиг отметки в 60 долларов, и тогда это было невероятно. Этой осень баррель стоил уже около 100 долларов, и нет сомнений, что в следующем году стоимость нефти перешагнет через эту психологическую отметку.

Глобальные нефтяные проблемы — вопрос серьезный, но как он касается рядового потребителя? Элементарно: всего за несколько последних месяцев 95-ый бензин подорожал более чем на 10%, что составляет примерно 2 рубля с литра. Согласитесь, существенно. Также следует учитывать и то, что за увеличением цен на топливо следует подорожание практически всего: те же продукты доставляются в магазины автомобилями, следовательно, цены на них автоматически увеличиваются. Отсюда у большинства жителей нашей страны возникает вопрос: «Почему мы, жители одного из крупнейших мировых поставщиков нефти, должны расплачиваться за колебания цены на Нью-Йоркской бирже?» Причин этому несколько.

Во-первых, производителям намного выгоднее продавать топливо по высокой цене за границу, чем реализовывать его внутри страны намного дешевле.

Во-вторых, количество потребителей топлива внутри страны растет намного быстрее, чем количество нефтеперерабатывающих заводов. То есть образуется дефицит топлива, на фоне которого заправки могут спокойно поднимать цены. И если с первой причиной власти как-то пытаются бороться (вспомнить, например, договор двухлетней давности между правительством и представителями крупнейших нефтяных компаний), то исправить ситуацию во втором случае намного сложнее. На постройку новых заводов требуются огромные средства, которые нефтеперерабатывающие предприятия тратить совсем не хотят: товар у них и так купят, только втридорога. Недавно этот вопрос даже поднимался на заседании Совета Федерации. «Экспортная составляющая оказывается значительно выше поставок на внутреннем рынке, что приводит к дефициту и, соответственно, к существенному росту оптовых цен», — прокомментировал ситуацию Оганес Оганян, председатель Комитета СФ по экономической политике. В данный момент соответствующими органами по просьбе правительства разрабатываются специальные механизмы рыночного (в том числе антимонопольного) регулирования баланса ценообразования на нефтепродукты внутри страны. Вот только вопрос о том, когда эффект от подобных действий почувствует обычный потребитель, остается открытым…

Чего ждать автомобилистам в ближайшем будущем? Однозначно можно сказать лишь одно: бензин дешевле не станет. Скорее всего, текущие цены на топливо продержат до марта (то есть до выборов президента), после чего вероятно очередное повышение. Уровень цен на следующий год предсказать невозможно, ясно лишь одно: в 2008-м стоимость одного литра 95-го перешагнет через отметку в 25 рублей за литр.

Поднимая вопрос о стоимости топлива, хотелось бы затронуть и тему о его рациональном использовании. В США, где цены на бензин не ниже наших, вовсю продаются автомобили с гибридными установками. Более того, покупать такие машины не только выгодно, но и модно: по всему миру политики и общественные организации пропагандируют «зеленые» автомобили. В Европе весьма популярны (особенно в студенческой среде) проекты по совместному использованию транспорта, к тому же большинство крупных городов имеют развитую систему велодорожек. Пользоваться альтернативными системами транспорта за границей не только удобно, но и престижно: многие европейские компании приветствуют сотрудников, передвигающихся, например, на велосипедах. На данный момент в нашей стране подобные вещи пока не прижились. А зря: при экономном использовании бензина колебания его цены не так сильно бьют по карману потребителей.

Александр Еремин
Autoban.ru